"Азбука журналистики"

Заголовок H3

I. Пояснительная записка

Рабочая программа «Азбука журналистики» для 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения ООП основного общего образования на основе методического пособия Спирина Н. Журналистика в школе 8-11 классы: программа, материалы к занятиям /Н. Спирина. – М.:Учитель, 2013. – 207 с.

Курс «Азбука журналистики» относится к интеллектуальному направлению, рассчитан на 1 год обучения ( 34 часа, 1 час в неделю).

Курс способствует расширению кругозора учащихся, реализации дифференцированного обучения, развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию творческой разносторонне развитой личности. Курс направлен не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Актуальность программы курса «Журналистика» заключается в том, что он способствует формированию у учащихся интереса к окружающему миру, стойкой жизненной позиции, освоению основ новой профессии. Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цели изучения курса:

 формирование представлений о журналистике как о профессии и области литературного творчества и её роли в современном обществе;

 знакомство с нормами, ценностями, инструментами, стандартами и практикой журналистики; с социальными, культурными, политическими, юридическими и этическими аспектами журналистской практики;

 развитие умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Задачи определены целями внеурочной деятельности и связаны как с познавательной деятельностью учащихся, так и с практической функцией:

 формировать профессионально-ориентированных умения, которые помогут в выборе профессии;

 развивать творческие способности учащихся;

 формировать навыки сбора и обработки информации;

 развивать способности размышлять с критической точки зрения;

 развивать умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

 формировать навыки анализа, синтеза и оценки незнакомого материала, а также умения выбирать факты и методы поиска информации;

 формировать навыки писать четко и ясно, используя методы повествования, описания и анализа;

 расширять знания учащихся о национальных и международных политических, культурных, религиозных и общественных институтах, а также о текущих событиях и проблемах;

 способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов

 учебной деятельности;

 воспитывать культуру поведения и речи.

II. Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения курса «Азбука журналистики» являются:

 практика публичного выступления;

 готовность и способность к саморазвитию;

 сформированность мотивации к обучению и познанию;

 владение основами умения учиться;

 способность к организации собственной деятельности;

 готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом;

 умение слушать и слышать собеседника;

 умение обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 умение работать с разными источниками информации: находить необходимую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях, справочниках, интернет-ресурсах), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами занятий по данному курсу являются:

 знание методологии и технологии журналистской деятельности;

 освоение методики работы в различных журналистских жанрах;

 умение работать с текстом, проводить его анализ, синтез, делать выводы и умозаключения;

 оформление материалов с использованием ИКТ-технологий;

 навык публичного выступления, аргументации своей позиции, ответов на вопросы.

III. Содержание курса

1. Что такое журналистика.

Ознакомление с планом работы, с целями, задачами. Правила работы и поведения.

Правила по технике безопасности. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Задачи и функции журналистики.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокое знание в области литературы, философии и др., владение литературным языком.

Авторство и авторское право. Роль точки зрения журналиста в представлении материала.

ИКТ-технологии в журналистике.

2. Жанры журналистики.

Многообразие журналистских жанров: особенности и отличия.

Новость. Основные правила работы над новостью. Подготовка новости о школьном  событии. Оформление новости.

Особенности работы с фотографиями. Роль фотографии в журналистики. Обработка фотографии, подготовка к печати.

Репортаж. Основные правила работы над репортажем. Подготовка репортажа о событии класса. Роль и оформление фоторяда. Оформление репортажа для школьной газеты.

Интервью. Основные правила работы над интервью. Сбор информации на подготовительном этапе. Подготовка вопросника. Основной этап – работа с интервьюируемым. Обработка результатов и оформление интервью.

Статья. Основные правила работы над статьей. Выбор темы статьи. Сбор и обработка материалов. Оформление статьи.

Работа над выпуском школьной газеты. Подбор материалов, выбор фотографий.

Изучение программ для верстки газеты. Выпуск первого номера газеты.

Практическая работа: Подготовка новости о школьном событии, репортажа о событии класса, интервью, тематической статьи.

3. Работа с текстом в журналистике.

Microsoft Word – особенности работы с текстом. Верстка и макетирование газеты.

Особенности оформления текста для интернет-изданий. Основы редакторского мастерства.

Практическая работа: Работа над выпуском школьной газеты, подбор материалов, выбор фотографий.

4. Средства массовой информации в России.

Система СМИ в нашей стране.

Периодические СМИ. Многообразие СМИ в сети Интернет.

Анализ интернет-СМИ. Анализ школьного сайта в контексте журналистике.

Практическая работа: Подготовка материалов (новость, заметка, статья, интервью) для газеты или школьного сайта. Работа над выпуском школьной газеты.


Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть